Психология искусства

Какую вы больше всего любите музыку? Классику или джаз? Поп-музыку? Heavy Metal?
Тогда сейчас я угадаю ваш характер. Любители классики и джаза – креативны. Фанаты попсы – очень трудолюбивы. А поклонники тяжелого металла на самом деле мягкие и добрые.
Один очень интересный человек провёл исследование. В нём участвовали 60 человек: 30 русских и 30 итальянцев от 22 до 57 лет. 70 % женщин и 30% мужчин. 82 % из них имели высшее образование. Сферы работы были разные.

Участники эксперимента оценивали свой жизненный тонус, настроение и уровень жизни как высокие. Как вы думаете, кто оценил своё настроение и тонус ниже? Правильно, русские.
С помощью экспертов в области музыки были выбраны 4 классических произведения, которые, по мнению комиссии, вызывали либо только положительные эмоции, либо неоднозначные. Из них были вырезаны фрагменты для того, чтобы при прослушивании участники эксперимента не сразу понимали, какую композицию они слушают или не догадывались вовсе. Эксперимент с каждым участником проходил индивидуально и занимал до 1 часа.

Во время эксперимента с участниками проводились психологические и физиологические тесты. Специалисты также следили за давлением, пульсом, мимикой, изменением размера зрачков, фазой вдохов и выдохов.

Как проводился анализ результатов – это даже для меня сплошная научная абракадабра типа «метода корреляции r-Пирсона», потому не буду вас утомлять терминами, но всё было по науке.
Анри Шарль Мангуин

"Портрет Мориса Равеля". XX в.
Каковы же были результаты?

Прослушивание «Фантастической симфонии» Берлиоза воспринималось неоднозначно (таковой композиция признавалась и экспертами – неоднозначной). Участники сжимали зубы, хмурились, нервно постукивали ногой. Они оценили падение настроения и ухудшение самочувствия (способствовало этому и прослушивание композиции «Ночной Гаспар. Ундина» Равеля – тоже неоднозначной). Испытуемые упоминали о состоянии тревоги.
Эдуард Магнус "Портрет Феликса Мендельсон-Бартольди". XIX в.
Неизвестный художник
"Портрет Антонио Вивальди". XVIII в.
От «Итальянской симфонии» Мендельсона и «L'Amoroso» Вивальди все улыбались, дышали более расслабленно, становилась расслабленнее поза. Участники ассоциировали музыку с красивой природой. Тесты показывали улучшение эмоционального состояния.

В целом, показания итальянцев и русских были похожи. Но были и различия.

Итальянцы сильнее реагировали телом на неоднозначный фрагмент из Берлиоза: у них сильнее изменялось давление и пульс. И эмоции с помощью мимики они выражали более ярко. Но это объясняется поведенческими национальными особенностями, а не музыкальными влияниями.

Большинству участников больше всего понравился Мендельсон. Более того, участники реагировали и рассказывали о прослушанной музыке именно так, как её интерпретировали эксперты.

Выводы эксперимента были такими:

  1. При специальном или фоновом прослушивании музыки происходят физические изменения в организме. Реакции зависят от той музыки, которую мы слушаем – позитивную или неоднозначную.
  2. Различий в культурном восприятии не выявлено. Различие восприятия зависит всецело от самого произведения, а не от национальности.
  3. Чем более человек был доволен собственным уровнем жизни и состояния, тем более целостно и ясно он воспринимал музыку

Как вы видите, музыку и искусство нужно выбирать осознанно. Потому что любое произведение вызывает в нас реальные физические реакции. Представьте, как будет реагировать тело, если постоянно его «кормить» положительной музыкой или заставлять слушать негативные или неоднозначные композиции.

Самое интересное и пугающее – все изменения нашего физического и психического состояния происходят даже неосознанно. Но мы можем на них влиять.

Материалы для этого текста я взяла из научной статьи Татьяны Харитоновой, психолога Государственного Эрмитажа, которая совместно с итальянскими коллегами и проводила этот эксперимент. С Татьяной в 2018 году как-то записывали лекцию о психологии искусства, и этой темой многие заинтересовались. В наши дни игнорировать пути своего развития невозможно. Изучайте психологию, чтобы жизнь становилась осознанной и гармоничной.
Автор текста: Анастасия Коновалова, искусствовед, преподаватель-исследователь

Рекомендуем также изучить:
Made on
Tilda