В гостях у Тумана Жумабаева


Рассказ искусствоведа Анастасии Коноваловой о знакомстве с художником Туманом Жумабаевым.
Захожу в галерею. На входе меня встречает обаятельная девушка и предлагает располагаться, оставив наедине с картинами. Картины. Картины. Скульптуры (одного из трех сыновей художника, Исала). И шум воды. Как будто кто-то моется в душе. Вода и картины.

Цветы, пейзажи…

Рембрандт.

И ещё один.
Снова Рембрандт – завернутый в пленку – то ли готовый к перевозке, то ли вернувшийся из путешествия. Всматриваюсь и пониманию – вот такого Рембрандта я бы полюбила. У вольных копий старого мастера совсем другие лица героев, совсем иное настроение. Я бы назвала Рембрандта мастером тьмы, а увиденные мною работы – кисти мастера света.
В галерее Тумана Жумабаева. Март 2020 г.
В галерее никого нет. Я рассматриваю диковинные пластилиновые скульптуры, словно демоны притаившиеся среди картин.
Скульптуры из пластилина
Исала Жумабаева,
сына художника
Бесшумно перехожу от картины к картине, чтобы не спугнуть тонкую ауру. Душевный импрессионизм. Не в технике, нет.
В духе. Нараспашку.
Картина Тумана Жумабаева
Слышу, как хлопает дверь, и краем глаза вижу фигуру в длинном черном халате. Впрочем, темный призрак тут же скрылся в недрах галереи. Понимаю: художник.

Мне показывают мастерскую, где создаются портреты и пейзажи, полки и стеллажи, рамы для картин и мольберты. Мастер сам обустраивает свои помещения. Всё заставлено банками, бутылками и материалами. Творческий беспорядок, как и полагается. И мало света, как мне кажется. Наверное, так было в мастерской Рембрандта.

В мастерской
Тумана
Предлагают выпить чаю сомнительного синего цвета. «Иван-чай» – объясняют. Соглашаюсь.

И вот он, Туман.

Туман Жумабаев. Один из самых дорогих современных художников России, как я прочитала в интернете. Автор портретов Владимира Путина (портрет теперь в личной коллекции президента), Елены Образцовой, Пласидо Доминго и других известных личностей.

Небольшого роста, в рабочей одежде и с мокрыми длинными волосами (оказалось, и правда после душа). Темный султан живописного царства.


Туман Жумабаев за работой
«Вас обнять?» - это первое, что я услышала от Тумана. Конечно! Где я еще смогу вот так просто пообниматься с известным мастером. Момент передачи энергии. Радость и удивление.

И уже в компании трёх сотрудниц галереи мы начинаем разговор за длинным черным столом. На нём деревянный постамент с решеткой, усыпанной лепестками роз. Уютно.

Туман внимательно изучает меня и спокойно слушает мои слова. Как будто оценивает и анализирует, - а что может эта девочка? Молодые и мудрые глаза. Стройная и грамотная речь, слова истинного философа.
Он отпивает чаю и тут же выплевывает жидкость прямо на пол: «Не пейте, а то отравитесь. Сейчас я вам нормальный чай заварю, вьетнамский. Такой, что чем больше пьешь, тем больше хочется».

И уходит.

Суета, волнение – художнику не понравился чай! - да и всем, признаться, тоже. Вынужденная пауза перешла в продолжение чаепития с действительно восхитительным чаем и художником, не прекращающим курить одну за другой. Атмосферно.

Туман из Киргизии. Приехал в Петербург учиться на художника, не зная даже русского языка. Учился в училище Серова и Академии Художеств. «Мне преподаватель посоветовал пойти поизучать Рембрандта. Кто такой Рембрандт? Я не знал языка и не мог о нём прочитать. Посмотрел – фи, да что в нём такого. Не тронул».

Боже, я нашла собрата по несчастью! Я тоже не принимаю Рембрандта. Но Туман меня обнадежил: «Я 20 лет ходил в Эрмитаж и подолгу смотрел и смотрел. И я понял его и полюбил. Это гений».

Ага, значит, мне лет 10 осталось, чтобы Рембрандт сдался мне на милость.

В галерее Тумана Жумабаева. Март 2020 г.
Мы рассуждали об искусстве и его покупателях, о том, как сложно выживать художникам, вкладывая силы в то, что хорошо продается, а не то, к чему действительно лежит душа.

- А что вы хотите писать? – спрашиваю я.

- Большие сюжетные картины – с азартом в глазах отвечает Туман. – Цветы мне надоели, но мне надо кормить семью, что поделать.

Мы сошлись на том, что современный зритель иногда даже не знает, что вместо сапог или новой сумки за ту же стоимость он может купить произведение искусства. Многие даже не интересуются такой возможностью и живут с искусством в параллельных мирах.

Я бы хотела, чтобы миры пересеклись. И чтобы Туман мог писать большие сюжетные полотна, и его душа могла не только жить, но и жить свободно…
_________


- Спасибо вам за встречу и знакомство – говорю я на прощание Туману.

Он смущается и спрашивает:

- За что? Я всю жизнь живу с чувством, что должен женщинам говорить спасибо, и всё делать для них.

Мне остаётся только улыбаться.
P.S. Nн ушел из жизни спустя 5 месяцев после нашей встречи. Я успела написать для него статью о связи искусства Вьетнама и России. Мы планировали совместную выставку, где я бы выступила в качестве куратора. К сожалению, смерть Тумана оборвала все его планы любить жизнь, женщин и живопись...
_________

Галерея Тумана Жумабаева

Сайт галереи
"Задача искусства – протирать нам глаза" Карл Краус
Март / 2020
Любое использование либо копирование материалов, статей и любых текстов сайта допускается только с письменного разрешения правообладателя.
© Анастасия Коновалова, искусствовед, преподаватель-исследователь
Made on
Tilda