История костюма и моды


Что ТАК с мужской модой?

Стоит ли удивляться каблукам, платьям и колготкам на современных мужчинах? Почему мы так быстро забыли, что именно эти вещи всегда были мужской нормой?
Мужчины с модных подиумов нас удивляют всё чаще и чаще. Чулки, бусы, юбки, платья, кружева…

Что не так с сильным полом?

Искусствовед Анастасия Коновалова уверена: всё так, просто мужская мода всё более требовательно возвращает себе своё.

Мужские платья и их праобразы

Древние римляне и греки носили хитоны и тоги. Полушелковые и шелковые платья не имели гендерных различий - их носили и мужчины, и женщины. Шелк равнялся цене золота. Пестрые и одноцветные – алые, зеленые, пурпурные, желтые, голубые, фиолетовые, - такие наряды украшались полосками, вышивкой, бахромой, бордюрами.
Кадр из сериала "Спартак. Кровь и песок" (2010 г)
Средневековый рыцарь, не смотря на воинственность и необходимую мужественность своего положения, одевался куда женственнее.

Длинные туники, как у женщин, на которую сверху еще надевали платье другого цвета. Впрочем, эта мода продержалась недолго, ведь разве удобно в таком облачении до земли совершать подвиги? С XIII века в моду вошло блио – кафтан с юбочкой с разрезами по бокам и узким лифом.
Реконструкция традиционных средневековых мужских нарядов

Модели с показов Palomo Spain (слева), Undercover (посередине) и

Bode (справа)

Но позже романтичное рыцарство сменилось грозными и могучими воинами, что не помешало в эпоху Возрождения одеть мужчин в туники и кафтаны с камзолами, которые имели столь узкую талию, что она могла соревноваться с женской. В моду снова вошли облегающие наряды.
У молодежи ренессанса было модным носить короткий кафтан до бедер, который почти не прикрывал мужское достоинство. А его и не считали нужным прикрывать: как раз входят в моду мешочки для «мужских гордостей» и изукрашенные драгоценными камнями и вышивками гульфики напоказ. Тонкая талия противопоставлялась широким плечам. И мужчины шли на ухищрения, вшивая в нужных местах подушечки.
Мужские наряды эпохи Возрождения в живописи
В XVII и XVIII веках камзолы сменили кафтаны, которые имели на нижней юбке многочисленные складки и разрезы, особенно сзади.

Под кафтаном могли быть чулки, либо вошедшие в моду короткие панталоны (до середины бедра или до колен максимум). Во времена французского короля Людовика XIV мода на панталоны вовсе прошла, и их сменила широкая юбка. А вот подкладка этой юбки разделялась на широкие штанины, которые привязывались к коленям - прародители брюк. Впрочем, юбка не забыта: мужские коллекции прошлых лет нам откровенно демонстрируют голые мужские ноги (иллюстрации в следующем разделе).
Модные мужские наряды 17 века
Модные показы Dolce&Gabbana

Чулки и колготки для мужчин

В готику, примерно с XI – XII веков, мужчины стали носить прототип колготок, называемые шоссами. Узкие разноцветные штанишки выгодно (а для кого-то и не очень) обтягивали мужские ноги.

В позднее средневековье в моду вошла короткая куртка и даже более-менее «нормальные» штаны. Но в основном все носили чулки. Прежние суконные шоссы стали уделом бедных. Знатные же надевали шерстяные или шелковые чулки, прикрепляя их прямо к куртке за пояс.
Средневековые "колготки-чулки" шоссы в живописи и реконструкциях
Придворный костюм XVI века обязательно включал в себя гетры из легкой ткани. А что сделала с мужским чулком разнузданная эпоха барокко! Они стали украшаться декоративными стрелками и бантами.

Лишь в XVII веке входят в моду бриджи до колен и более широкие панталоны.
Мужские чулки барокко на портретах во всей красе

Если вы вдруг подумали, что так, как в барокко, больше не носят... (посередине и справа - S.S. Daley)

До середины XVIII века менялись лишь длины панталон и чулок, но и только.

Красные и синие (наиболее популярные) чулки отдали пьедестал белым, а затем и полосатым. К XIX веку панталоны «доросли» до середины икр и игриво привязывались к чулками бантиками.

Мода на чулки и гетры окончательно исчезла лишь в начале XIX века, когда стали пользоваться носками.
Мужские чулки конца 18-19 вв. - белые, лаконичные

Мужские парики и прически

Гомер в своих сочинениях писал, что в Древней Греции ценились «пышнокудрые» мужчины. С густыми кудрями изображали богов и смертных. С юношеских лет греки бережно ухаживали за волосами и питали их маслами. В модных коллекциях Louis Vuitton, Prada, Gucci и многих других брендов уже несколько лет популярны златокудрые мужчины, чей вид не менее прекрасен, чем у древних греков.

Волосы в древности закручивали в узел и закрепляли шпилькой. Только со временем их стали не очень коротко стричь, продолжая следить за укладкой и завивая локоны.
Аполлон Бельведерский. ок. 330—320 до н. э.
У него прическа "цикада" - волосы, сложенные бантиком.
Прическа была популярна и у мужчин, и у женщин.
Римские императоры отличались любовью к парикам. И греки, и римляне любили украшения и аксессуары для волос. Носили венки с цветами и листьями, которые затем сменились золотыми украшениями.
Прически античных мужчин и современных моделей с подиумов. Разве что-то изменилось?
В средние века рыцарский идеал требовал от мужчины кудрей до плеч, в локоны было модно вплетать золотые нити. Сохранилась эта мода и в эпоху Возрождения, дополняя головное убранство тюрбанами и шляпами.
Автопортрет художника Дюрера (конец 15 века) и модель с
показа Phipps (2022)
Красавцы в тюрбанах с показов Жан-Поля Готье и портрет мужчины в красном тюрбане Яна ван Эйка (1433 г.)
Парики же особенно широко стали распространены при дворе Людовика Великого во Франции, которая всегда была законодательницей мод. Именно при этом короле появился целый штат парикмахеров. Мужские парики делали из женских или конских волос, а также козьей шерсти. А чтобы придать волосам модный белый цвет, их посыпали мукой.

«Хвост» париков со спины украшали сеткой-мешочком и лентами. Повсеместно входили в моду накладные локоны, пучки, косы. И пудра! Много пудры! И только смельчаки решались появиться без парика.

Впрочем, таких смелых было уже большинство к XIX веку. Но коса была по-прежнему в моде.

Уильям Хогарт "Пять ордеров париков", 1761 г.
Модники 18 века и модели с показа Moschino

Ленты, вышивки и кружева в мужском костюме

В XV веке мужчина при модных дворах поверх обычных панталон надевал укороченные панталоны-буфы, которые были, по сути, набором лент - декоративным элементом. Пояса также украшались бантиками. Края нижних рубашек выступали из-под одежды и демонстрировали зубчики на вышивке и позументы (тесьмами и лентами).
Панталоны-буфы с лентами в костюмах Возрождения. Особенно внимательные заметят кружевные манжеты рубашек.
Камзол и вовсе был расшит полностью. Верхнюю часть костюма украшали нашивками из шелка и парчи, вставляли ленты и шнуровки, отделывали тесьмой швы. Той же участи удостоились позже и манжеты туник и панталон: они перестали скрываться и отделывались по краю вышивками, кружевом и золотым шитьем.

В XVII веке кружевом украшались даже края сапог-ботфортов. Мужчины носили кружева по всему откидному воротнику, делали из них банты и жабо. Кружева носили поверх даже военного облачения.

К XIX веку кружевные воротники сменись кружевными галстуками и бантами.


Антонис ван Дейк. Портрет принца Томмазо Франческо Савойского Кариньяно, 1634 г. Савойская галерея Сабауда, Турин, Италия.
Заметили шикарный кружевной воротник?
Рубенс П.П, Портрет эрцгерцога Альбрехта VII, штатгальтера Испанских Нидерландов, 1609 г. Музей истории искусств, Вена, Австрия. Обратите внимание на воротник-брыжи, панталоны-буфы и шикарные кружевные манжеты.

Появляется в XVII веке и новый аксессуар – надушенный носовой платок. Впрочем, доставать его из нагрудного кармана, как сегодня, было бы невозможно: мешал огромный воротник-брыжи (или фрез), который крепился на проволочных конструкциях и имел иногда за счет многочисленных складок форму мельничного жернова.

Пышные воротники были приёмом унисекс, который популярен и сегодня: то есть такие вещи носили и мужчины, и женщины. Но, конечно, лишь очень обеспеченные, так как кружева в то время стоили баснословных денег.

Мода на более легкие воротники, кружевные жабо пришла с 18 века. Не брезгуют этими приёмами на модных показах и сегодня, преследуя всё туже цель: создание моды унисекс.
Модель с показа Celine неплохо соседствует с мужской моделью на портрете 18 века

Мужские аксессуары и каблуки

Древние римляне носили кольца с камнями иногда на всех пальцах. Они украшались геммами – резными изображениями. Такие украшения вставлялись также в оружие, пояса, застежки. Увы, живописные подтверждения мы не увидим, но многочисленные археологические находки говорят именно об этом.

В средние века мода на аксессуары и обувь была неподражаемой. Чего только стоят длинные узкие носы готической обуви – до 70 см! Причем, обувь была очень красочной. Такую обычно носили при дворе, и она служила знаком отличия благородного рыцаря. Регламент длины носов на обуви был строгим: от 70 до 15 см. вниз по иерархии, самый короткий допускался простолюдинам.
Острые носы время от времени возвращаются и в мужскую,
и в женскую обувь. Слева - показ Feng Chen Wang, справа - Yves Saint Laurent.
В эпоху Возрождения аксессуары становились всё ярче. Обязательно свои кафтаны мужчины подпоясывали поясами с богатым орнаментом и украшали одежду ещё и бубенчиками. Камзолы, сверкающие вышивками и богатыми тканями, украшались пуговицами с драгоценными камнями.
Мужчина-мечта эпохи Возрождения (посередине) и попытки Moschino (слева) и S.S. Daley (справа) создать не менее шикарные образы
Барокко XVII века потребовало от мужчин еще большей пышности. И в моду вошли мужские каблуки. При дворе ходили только на каблуках! А их красный цвет являлся знаком благородного человека.

Затем пришел черед высоких ботфортов с кружевными отворотами. И лишь в XIX веке их сменили ботинки и более привычная нам обувь.
Роскошная обувь Людовика XIV
Современные модели на каблуках
Лишь на рубеже XIX века в Англии поняли, что охота, спорт и мода на сельскую жизнь не позволяют щеголять в туниках, платьях и чулках. И англичане взяли курс на демократизацию моды. Они же подали пример и французам.

«Современные мужчины одеваются, но не наряжаются» - так писали о мужском костюме в XIX веке. Время платьев, чулок, париков, кружев и бантов прошло.

На дворе начало XXI века.

И всего лишь за два с небольшим столетия мы уже успели позабыть то, что законно существовало более 20 веков в мужской моде!

Так что не стоит удивляться подиумным нарядам: мода просто восстанавливает свои исторически права.
Конечно, всегда стоит помнить, что мода задавалась правящими кругами аристократии, которые могли себе позволить роскошь. 90 % обычных людей одевались просто и незамысловато, но всегда ориентировались на элиту.


Также стоит отметить, что сегодня модные коллекции с подиумов следуют мировым социальным тенденциям: сегодня это дайверсити, этническое и телесное разнообразие, феминизация, унисекс.

Дизайнер - художник, "он так видит". Но именно поэтому художники чаще всего более тонко чувствуют тенденции мира, чем обыватели. Модный показ - это, прежде всего, искусство, некий художественный образ, цель которого - задать определенные ТЕНДЕНЦИИ. Остальное - лишь впечатляющая картинка. Читайте между строк.
22.03.22 г.
В сокращенном варианте статья была ранее опубликована на сайте lady.mail.ru.
©Анастасия Коновалова
Искусствовед, преподаватель-исследователь

Любое использование либо копирование материалов, статей и любых текстов сайта допускается только с письменного разрешения правообладателя.
Made on
Tilda